Принципы работы основных видов весов
На сегодняшний день сложно себе представить, что система загрузки работала по такому принципу: вагон ставился на механические весы, его загрузку производил дозатор с непрерывным действием. После достижения определенного веса приспособление считывания приводило в действие механическую систему отключения дозатора и загрузка прекращалась. Такая система достаточно сложная, громоздкая и при этом дорогая. Современный процесс по взвешиванию производится непосредственно в дозаторе с помощью компьютерной системы. Раньше все было далеко не так технично, применялись решения, которые сегодня кажутся нелогичными и устаревшими. Данная статья посвящена эволюции весов, описанию способов регистрации веса с помощью автоматической, механической и полуавтоматической систем, используемых еще в 20 веке.
Весы, как известно, используются для измерения массы различных материалов, грузов. Существует огромное разнообразие весозимерительных устройств. Выпускаются весы как серийно, так и индивидуально в разном конструктивном исполнении. По принципу действия они делятся на рычажные, тензометрические и гидравлические.
Рычажные весы представляют собой соединенные между собой серьгами и тягами несколько рычагов. Наиболее широкое распространение получило соединение рычажных весов с помощью нескольких «призм-подушек», изготовляющихся из высокоуглеродистой стали.
Принцип действия тензометрических датчиков основывается на способности резистора изменять свое активное электрическое сопротивление под действием деформации.
Гидравлические весоизмерительные датчики производятся в виде мембранных или поршневых цилиндров. Весовая нагрузка передается через поршень или мембрану на жидкость, находящуюся в рабочей плоскости цилиндра. Давление жидкости в цилиндре может быть зафиксировано манометром.
Принцип действия стационарных или передвижных весов основывается на автоматическом уравновешивании момента, который создается при усилиях от веса взвешиваемого автомобиля. Если существует необходимость взвешивания транспорта в разных точках, используются передвижные автомобильные весы.
Мостовые краны оборудуются весами, монтирующимися непосредственно на кране. Принцип действия таких весов заключается в преобразовании механического воздействия силы тяжести поднимаемого груза на измеряющий силу тензорезистор.
При взвешивании кусковых и сыпучих грузов применяются электровесовые тележки, оборудованные грузоприемными устройствами, представляющими собой бункер или платформу. На тележке монтируются весы с циферблатом. Усилие от груза передается грузоприемным призмам рычагов весов. Тележка оснащается электроприводом, может перемещаться по рельсам.
До последнего времени для автоматического взвешивания использовались серийные промышленные весы, дополняемые специальной аппаратурой.
В современных конвейерных весах часто используют электронный способ взвешивания. Связано это с тем, что современные конвейеры управляются компьютерными системами.